суббота, 9 февраля 2013 г.

советская гитара кавказ

Фабрика производила электрогитары с 1964 года. Как упоминалось выше, первой серийной моделью была цельнокорпусная «Тоника», остальные модели были полуакустическими.

Завод народных музыкальных инструментов им. Луначарского, Ленинград

РСФСР – Российская Федерация

Это список всех известных советских гитар и бас-гитар, упорядоченных по месту расположения заводов, где они были произведены. Мы уверены, что появились и другие места, и другие модели гитар, но большинство их находится в этом списке. На самом деле было не слишком много гитар, произведенных в СССР, по сравнению с другими странами социалистического блока – Чехословакией, ГДР, Польшей, Болгарией. Только Венгрия по этому показателю отставала от СССР. Тем не менее, производители были довольно крупные.

4. Советское производство гитар – по месту расположения

В течение 1970-1980-х годов после того, как производство «Тоники» было прекращено, каждый из заводов разработал собственную модель. После того, как был разработан новый дизайн, он должен был быть одобрен различными органами власти и получить артикул – номер перед запуском в производство. Это был долгий и болезненный процесс, особенно если учесть тот факт, что власти понятия не имели о том, что такое электрогитара и как ее нужно оценивать. Неудивительно, что каждый завод сделал только пару моделей, никто не был заинтересован в разработке новых гитар.

Каждый завод добавил что-то свое к гитаре, все они выглядят по-разному, да и за эти годы изменились их спецификации. Ленинградская «Тоника» выглядит самой уродливой, головка ее грифа была выполнена в стиле Firebird. Ростовская «Тоника» имела кайму на передней деке и две белые полосы вдоль грифа. Свердловская «Тоника» имела разные дизайны точек на грифе (прямоугольные с закругленными углами). Некплейт обычно делался с той символикой, где была сделана сама гитара, однако на гитарах Орджоникидзе некплейты анонимные, хотя на некоторых гитарах этого завода на некплейте изображен медведь.

Как и всё в СССР, производство было централизовано, товары могли производиться в разных местах, так как все находилось под государственным контролем. Где-то около 1969 года была разработана новая модель «Тоники» - ЭГС-650. Ленинградская «Тоника» была снята с производства уже к началу 1970-х. Новое производство «Тоники» ЭГС-650 было открыто в Свердловске (Уральский завод), Ростове и Орджоникидзе. Мы не знаем точных сроков этого производства, но, похоже, что «Тоника» ЭГС-650 была снята в 1975 году. Существовала также басовая версия «Тоники», которую производили на Ростовском и Свердловском заводах и заводе в Орджоникидзе. Вероятно, существовала и Ленинградская бас-«Тоника», но мы еще никогда не видели ее.

Гитара была дорогой (180 рублей – при средней зарплате инженера 120 руб.), звучала довольно плохо, но люди покупали ее - у них не было альтернативы.

Первая советская электрогитара была по-настоящему уникальной. Она должна была быть оригинальной, ведь любая ссылка на «капиталистические» гитары была строжайше запрещена, поэтому вместо того, чтобы просто следовать за миром, Советский Союз создал электрогитару с нуля. Мы не знаем имен советских лео фендеров, но они проделали серьезную работу. Внешний вид и звучание нового инструмента были новейшими изобретениям, основной акцент был сделан на электронике.

Электрогитары "Тоника" (разных заводов - Свердловск, Ростов, Орджоникидзе)

Русские могли бы поучиться у своих соседей (ГДР - Musima, Чехословакия - Jolana) или даже провести секретное исследование Stratocaster, но они не сделали этого (а если и сделали, то неправильно). Они пошли своим путем. Пара примитивных электрогитар была произведена еще в 1964 в Ленинграде (нынешнем Санкт-Петербурге). Нет никаких доказательств, где именно были разработаны советские электрогитары и что было их прототипом. Ранние «Тоники» выглядят очень грубо, и, видимо, они не имели фиксированных характеристик – их делали вручную, а пикгарды были различных форм.

К середине 1960-х Jolana и Musima привозились в СССР туристами и продавались за баснословные суммы денег, главным образом – профессиональным музыкантам. Официальные поставки электрогитар начались гораздо позже: Jolana и Musima появились на прилавках магазинов только в 1970-х. По крайней мере, один экземпляр Fender Stratocaster, как известно, существовал в Москве, а Musima Record считалась вершиной профессионального инструмента.

Другая книга была издана в 1966 и называлась "Новые электромузыкальные инструменты" (Б.Г. Корсунский, И.Д. Симонов, 1966). В ней содержатся некоторые сведения об электрогитарах, звукоснимателях, эффектах, синтезаторах и усилителях. Опять же все было рассказано с точки зрения хэнд-мейда: как сделать электрогитару своими руками. Книга содержит множество примеров радиотехнических схем, которые помогали сделать электрогитару с нуля.

Следующая публикация "Адаптеризация музыкальных инструментов" (Е.А. Прохоров, 1966) предлагает два пути решения проблемы недостаточно громких акустических музыкальных инструментов. Первый путь заключается в добавлении звукоснимателя или микрофона, и усилении сигнала. Второй – в создании электрического инструмента из твердых пород дерева.

Первой известной публикацией была "Адаптеризованная гитара" (А.А. Корнеев, А.Н. Корнеев, ГосЭнергоИздат, 1960). Это небольшая брошюра о том, как подключить акустическую гитару – так, чтобы сделать звук громче. Этот вопрос, возникший еще в 1920-е годы, очевидно был давно решен во всем мире. Спустя сорок лет для Советского Союза все начиналось заново.

СССР был одной из последних стран коммунистического блока, кто начал производство электрогитар. Советский Союз находился в культурной изоляции, и там не было никакой необходимости в такой вещи, как электрогитара, пока кто-то из партии не пришел к выводу, что из этого понятия можно получить выгоду.

Это первая попытка написать что-то вроде истории о том, что происходило в СССР. До сих пор мы не знали ничего на эту тему, и, хотя этот текст окончательно должен прояснить многие вопросы, он является неполным и составленным на основе различных обрывков информации, найденных то тут, то там. Трудно поверить, но нет никакой другой статьи об истории производства электрогитар в Советском Союзе, хотя, возможно, они действительно существуют. Если у вас есть какие-то дополнительные сведения на эту тему, мы приглашаем вас поделиться своими знаниями и помочь нам составить полную картину.

      Перевод: Ирина Копченова      Источник:       Дата публикации: 12 апреля 2012 г.

Электрогитары и бас-гитары советского производства

Комментариев нет:

Отправить комментарий