ВВЕДЕНИЕ.Экологическая дисциплина относится к сравнительно молодым по сроку введения её как предмета в школе. Однако она возникла не на пустом месте, впрочем, как и не может существовать сама по себе, без связи с такими дисциплинами как физика, химия, география и, конечно же, биология. Но есть в преподавании этой дисциплины отличительная особенность, без которой усвоение экологических знаний учащимися было бы скучным и неинтересным - это экскурсионная и научно-исследовательская деятельность в живой природе. Проведение экскурсий в природе носит познавательный характер и, как правило, не требует наличия особого оборудования, каких либо углублённых знаний у учащихся и т. п.. Научно - исследовательская же деятельность, напротив, требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия хорошей библиотеки с серьёзной литературой, соответствующей лабораторной базы, и, вообще, желания работать с учащимися по изучению живых объектов родного края.С 1996 года в Кировской области введена и активно действует областная программа школьного экологического мониторинга «ШЭМ» (Инициатором введения и активным сторонником которой является Ашихмина Тамара Яковлевна, заведующая кафедрой химии, Вятского Государственного Гуманитарного Университета, доктор технических наук). Работа педагогов и их воспитанников по данной программе не что иное, как участие в региональном сетевом проекте, согласно которому во всех 39 районах области определены опорные школы по экологическому образованию (из числа занимающих лидирующие позиции в районе по экологии и в соответствии с желанием самого педагога, работающего в школе). Многим учителям естественно - научного цикла, работающим в этих школах было дано второе высшее образование по специальности «преподаватель экологии» при Вятском Государственном Гуманитарном университете - ВятГГУ. Все опорные школы, по мере возможности снабжаются необходимым оборудованием и методической литературой по линии областного экологического комитета, имеют возможность для регулярного повышения квалификации по линии проблемной лаборатории биомониторинга, существующей при ВятГГУ и областного ИПК и ПРО. Практически всё сказанное выше относится и к нашей Синегорской средней общеобразовательной школе, являющейся опорной по экообразованию в Нагорском районе. В школе есть хорошая библиотека, содержащая разнообразную литературу экологической тематики, мультимедийные разработки, оснащена компьютерами. Есть и рассказы о природе родного края, сборники научных статей и монографий, литература, содержащая методики исследования разнообразных живых объектов, словари, с чники, энциклопедии. Благодаря специалистам химического факультета ВятГГУ школа не знает проблем с обеспечением химикатами, химической посудой, разнообразным оборудованием, что не в последнюю очередь и послужило одним из стимулов для создания в школе научно-исследовательского общества учащихся «Естествоиспытатель».В последнее время всё чаще в педагогической науке говорят об индивидуальном подходе в обучении, индивидуальных образовательных траекториях учащихся, о развивающем обучении, и, наконец, о проектной деятельности учащихся. В связи с введением в школьную программу нового предмета - основы проектной деятельности в 9 классе и индивидуальная проектная деятельность в 10 - 11 классах, творчески работающий учитель, вынужден, находиться в постоянном поиске своего индивидуального стиля преподавания, обязан постоянно повышать свою квалификацию, дабы удовлетворить потребности своих воспитанников в качественном образовании. В условиях же сельской школы такой вопрос актуален вдвойне. Ведь не секрет, что в сельских школах, особенно в тех, что значительно удалены от районных и областных центров, нередко наблюдается дефицит квалифицированных кадров, предметы преподаются учителями, не имеющими специального образования, слаба учебная база, а как следствие низок уровень качества образования, выражающийся в оставляющих желать лучшего результатах ЕГЭ, малом количестве выпускников, поступивших на бюджетные места в ВУЗы и т. п.. А потому, в первую очередь, ориентируясь на «сильных» учащихся, в рамках действующей в районе и в области программы «Одарённые дети», было решено создание в школе особого образования - научно-исследовательского общества, в котором талантливые школьники могли бы реализовать свои возможности более полно.Однако, как же всё начиналось. В 1996 году после победы одного из учеников школы в областной экологической олимпиаде и включении его в состав сборной команды области для участия уже во Всероссийской олимпиаде (Карпов Дмитрий Сергеевич, ныне аспирант РАН), остро встал вопрос о необходимости выполнения научно - исследовательской работы экологической тематики как неотъемлемого условия участия в олимпиаде. Тема родилась сразу - «Влияние арборицидов группы 2,4 Д на состав и сукцессию лесного фитоценоза на примере ельников - кисличников окрестностей села Синегорье Нагорского района Кировской области». Именно такая тема исследования была выбрана не случайно, её «подсказала» окружающая действительность, сама жизнь. В семидесятые - восьмидесятые годы в лесах нашего района проводилось опрыскивание лесов арборицидами, с целью изменения светового режима в лесу и ускорения роста хвойных пород. Добросовестно и скрупулёзно выполненная учеником работа была высоко оценена компетентным жюри разного уровня. Это и послужило стимулом, своеобразным толчком для создания в октябре 1996 года особого объединения старших школьников - научно-исследовательского общества учащихся «Естествоиспытатель», в рамках которого они получали бы квалифицированную помощь, могли бы проявить себя в выполнении тех или иных природоохранных проектов, поучаствовать в разнообразных массовых мероприятиях естественнонаучной тематики для школьников. Наш Нагорский район по праву считается одним из наиболее лесистых районов области (лесистость района составляет около 70%, по области эта цифра равна 40%), лесная промышленность в буквальном смысле «кормит» 5 тысяч жителей района, лес - основная статья дохода районного бюджета. Кроме того лес - это один из наиболее доступных и интересных объектов для изучения учащимися старшего школьного возраста. В лес мы ходим за грибами и ягодами, просто отдохнуть от домашних забот и суеты, наконец, огромные удивительно прекрасные умиротворяющие массивы леса видны из окон домов многих
Комплексное исследование состояния лесных фитоценозов в окрестностях села Синегорье Нагорского района Кировской области
Твое мнение Работа в Нагорске? О нет! Только не Нагорск Нет работы Устроиться можно если есть голова на плечах Есть, но мало платят Кто онлайн?
→ → → Комплексное исследование состояния лесных...
Загрузка. Пожалуйста, подождите...
Комплексное исследование состояния лесных фитоценозов в окрестностях села Синегорье Нагорского района Кировской области » Нагорский интернет портал. пгт Нагорск Кировской области
Комментариев нет:
Отправить комментарий